Еще совсем недавно музыкальные центры были почти экзотикой. Затем стремление меломанов иметь все необходимое в одной "стойке" или в одном блоке приняло поистине массовый размах. С появлением домашних кинотеатров "картина" еще более видоизменилась. В погоне за прибылью фирмы-производители перенесли центр тяжести в сторону любителей звуковых эффектов "важнейшего из искусств", а про ценителей хорошего звука и гордо звучащее определение Hi-Fi вспоминают только время от времени.
Почти ликбез
В общем смысле, музыкальный центр - это штука, в которой собрано все или почти все для качественного прослушивания музыки на разных носителях. В большинстве из них имеется проигрыватель компакт-дисков, тюнер, одно- или двухкассетная дека и встроенный ресивер. В некоторых моделях используется мини-дисковый проигрыватель. Правда, формат MD, некогда претендовавший на широкое распространение, так и остался популярным в основном в узком кругу музыкантов, использующих мини-диски для записи "фанеры". Менее скромная участь постигла видео компакт-диски (VCD), по сути явившиеся переходным носителем между видеокассетами и революционными по своей сути DVD. И то, что определенные модели музыкальных центров позволяют воспроизводить DVD, стоит отметить особо.
К сожалению, в моделях последнего поколения отсутствует проигрыватель виниловых пластинок. Это обстоятельство сильно огорчает поклонников аналогового звука и настоящих коллекционеров: далеко не все переиздано на компакт-дисках, а многие вещи, в особенности раритеты, не рассчитанные на большие тиражи, наверняка так и останутся только на "пластмассе". Производители считают, что проигрыватель для винила должен быть отдельно, но во многих центрах для него не нашлось даже входа. Стало быть, надо покупать специальный усилитель, который сегодня как и сами "вертушки" стоит недешево и выпускается далеко не всеми производителями (Kenwood, Pioneеr, Denon, Technics) или же рыскать по комиссионкам в поисках достойных старых зарубежных и <эсэсэровских> моделей.
Мал мала меньше
Модели музыкальных центров отличаются размерами корпуса, в зависимости от этого они условно делятся на микро-, мини- и мидисистемы. К микросистемам относятся модели с небольшими габаритами, например 160/140/270 (ш/в/г, мм: AKAI QX-3700). Обычно они состоят из различных комбинаций тюнера, CD и MD проигрывателей и кассетной деки. Несмотря на небольшие размеры, многие из них имеют вполне приличное качество звука и хорошую функциональность. В основном мини-системы приобретают потребители, экономящие пространство и деньги. Ценовой диапазон на микро ориентировочно начинается от 170 USD (SAMSUNG MM-L2G) и редко когда перешагивает три сотни "зеленых". Помимо уже указанных, среди самых последних моделей этой категории - моноблочные микросистемы AKAI QX-61, SONY CMT-CP515, PANASONIC SC-PM18, микросистемы JVC UX-H9 и SONY GMT-HP7.
Фирма AKAI, чьи катушечники некогда стремился у себя иметь чуть ли не каждый уважающий себя меломан, вернулась на российский рынок с микросистемой AKAI QX-61. Новинка выполнена в модном стиле lifestyle: динамики и сочетающий строгость линий с плавными округлостями корпус окрашены в серебристый цвет. Очень "зрелищно" смотрятся центральный блок с прозрачными вставками, флуоресцентным дисплеем и открывающимся вверх окном CD-плеера. В общем, броско и недорого. Место такого музыкального центра - в минималистском интерьере комнаты дочери или сына - старшеклассника. Что касается звучания, то двухполосная акустическая система достаточно хорошо справляется со всем диапазоном частот, хотя при прослушивании классики и джаза звук становится немного "синтетическим" и плоским. Правда, есть функция усиления низких частот UBS, которая, бесспорно, понравится тинейджерам и расстроит соседей.
Если оригинальность для вас - главное, то нельзя не "заметить" Philips MZ-1100 (габариты основного блока 112х245х235, блока питания 238х68х158; цена 0), отмеченный международной наградой за дизайнерское решение, "съевшее" весь бюджет разработчика. Колонки и CD-ресивер, корпуса которых покрыты мягкой резиной (!), подключаются к энергоблоку посредством нестандартных разъемов. CD заправляется в вертикальный слот-паз, причем можно заряжать и прослушивать как 12-, так и 8-см диски, что для такой конструкции редкость. Еще одно интересное решение связано с телескопической FM-антенной, обеспечивающей уверенный прием. Среди недостатков - отсутствие кассетной деки, цифрового входа и оцененный специалистами на троечку звук. Место такой "игрушки" - рядом с компьютером или же на письменном столе, а блок питания можно припрятать отдельно.
Равнение на MP3
Отличительной особенностью микросистемы JVC UX-H9 (JVC - одна из первых фирм, представивших миру микросистему) является деревянный корпус акустических систем, которые звучат намного убедительнее своих пластмассовых коллег. SONY GMT-HP7 способна похвастаться не только встроенным стереоусилителем мощностью 60 Вт на канал, но и проигрывателем компакт-дисков, совместимым с форматом MP3, позволяющим записывать наибольшее количество информации. Если зарядить в ее микролифтовый чейнджер одновременно пять "эм-пи-тришек", то в режиме нон-стоп можно слушать любимую музыку в течение пятидесяти часов и более! Это может составить неплохую конкуренцию практически любой музыкальной радиостанции.
В этой связи уместно вспомнить и про легендарный музыкальный сайт MP3.com, дававший возможность абсолютно любому музыканту скинуть на него свои произведения, а потребителю прослушать их в ознакомительном режиме и затем за небольшие деньги купить "заинтриговавшие" треки, минуя традиционный носитель (компакт-диск), записав его прямо на свой компьютер. Помимо новой технологии, позволявшей обойтись без сильной "фирменной" накрутки на пластмассе, сайт был прекрасной возможностью для заработка самим музыкантам и очень мощной альтернативой засилью "лейблов" (звукозаписывающих компаний) с их стандартным набором групп и исполнителей. После серии судебных разбирательств МРЗ.com, на котором, кстати, было немало и ярких российских музыкантов, в декабре прошлого года окончательно прекратил свое существование.
Вспомним и то обстоятельство, что возможность воспроизведения МР3-записей сначала перекочевала из компьютера в миниатюрный CD/MP3-плеер, потом ее стали вводить в стационарную аппаратуру - в первую очередь DVD-проигрыватели и лишь в последнюю очередь "перевооружение" коснулось музыкальных центров. В поддерживающих этот формат системах одним из главных требований становится упрощенный поиск MP3-композиций (на одном MP3-диске в зависимости от степени сжатия может быть записано до нескольких сотен треков). В идеале микросистема должна воспроизводить трек по заданному названию, но этой способностью обладают только две модели Samsung (MM-ZB7, цена 0 и MMZL7, цена 0), выводящие на дисплей названия песен и альбомов.
Самое сильное впечатление производит пользовательский интерфейс Panasonic SC-PM28E-S (цена 0). Он позволяет осуществлять поиск по названию альбома, набранного непосредственно с пульта ДУ: настоящая интерактивность! Кроме того, акустические системы "микрушки" (порт фазоинвертора сзади, корпус из ДСП) подключаются к центральному блоку по схеме Bi-Amping - решение, характерное для аудиофильской аппаратуры - и дают формальный повод классифицировать аппарат как Hi-Fi. Правда, на деле звучание оказалось не столь интересным: не очень гладко передается эстафетная палочка звуковых поддиапазонов, что приводит к окрашиванию вокала. Между тем, системы Aiwa XR-MN5 (цена 0) и Sony CMT-GP7 (цена 0), сохранившие классический подход к проектированию усилительного тракта и акустики, оказались впереди. Aiwa чуть лучше воспроизводит бас, а Sony укомплектована хорошо сбалансированной по тональным характеристикам акустикой.
Споем под мини
По сравнению с микро, минисистемы имеют не только большие размеры корпуса (270х332х476), но и большую выходную мощность. В этой категории важными критериями пока еще могут являться: количество загружаемых в си-ди-чейнджер дисков, наличие или отсутствие двухкассетной деки, полностью логического управления, автореверса, системы шумоподавления Dolby B/C/S, количество запоминаемых радиостанций и принимаемых диапазонов. Теперь "оговорим" некоторые из этих позиций. В связи с распространением MP3-технологии наличие CD-чейнджера и в этих системах, равно как и в микро, уже очень скоро потеряет свою актуальность. Требования к кассетной деке также упрощаются, так как популярность компакт-кассеты в последние годы резко пошла на убыль, а, стало быть, канут в прошлое системы шумоподавления, программируемый поиск по паузе... Часто остаются лишь автореверс и синхростарт (для записи с CD). По степени важности на первое место выходят диапазоны тюнера: для жителей отдаленных районов актуальны ДВ и нижний диапазон УКВ.
В связи с новой волной популярности караоке в моду стали входить музыкальные центры и DVD-плееры, имеющие именно эту функцию. В настоящее время данная продукция на российском рынке представлена тремя фирмами: LG (цена - 0/0/0), SAMSUNG (цена - 0/0/0) и Aiwa.
В комплект каждого музыкального центра LG и Samsung входит специализированный диск производства той же компании, совместимый только с музыкальными центрами, соответственно, LG и Samsung. Кроме того, по цене от 10 до 60$ можно приобрести диски других производителей. Записанные в формате DVD они могут содержать от 100 до 2500 фонограмм с видеоклипами или видеозаставками. Также можно пользоваться и дисками формата VCD с записями 15-20 песен и стоимостью от 150 рублей.
Теперь о самих системах. Модели SAMSUNG (MAX-KD100/MAX-KD110/MAX-KD120) - это полноценные караоке-музыкальные центры, у которых, помимо привычных для мини-систем функций, есть функции присущие DVD-плеерам. Выглядят они достаточно внушительно и окрашены в различные цвета: черный, серый и серебристый. Помимо цвета, "максы" отличаются исполнением и мощностью акустических систем (2х70, 2х100 и 2х40 Вт, соответственно), а у модели MAX-KD120 есть выход для подключения сабвуфера. В качестве завлекалочки на фирменном караоке-диске записаны 100 частушек, а также прилагается еще один подарочный диск с тридцатью песнями из популярных кинофильмов.
Выходная мощность модели LG LM-K2930 также достигает 100 Вт, в то время как у двух других из этого модельного ряда 55 и 50. Мини-системы обладают стандартными для своего класса функциями, а также функциями DVD-плееров и позволяют оценить все возможности караоке. Ваши собственные вокальные данные также могут иметь оценку, а помимо "личного зачета" можно проводить командные соревнования - хороший способ развлечения гостей. Однако если вы предпочитаете петь дуэтом, вам будет необходимо приобрести второй микрофон. Модель LM-K5530 оснащена дополнительными центральной и тыловыми колонками для просмотра кинофильмов в пятиканальном режиме и таким образом являет собой первый в мире кинотеатр + караоке. Мини-система позволяет просматривать диски в формате NTSC на телевизорах с системой цветности PAL.
Миди:от хай-фая к хай-энду
Долго ли, коротко ли... В общем, мы добрались до миди-систем. К ним относятся музыкальные центры с большим размером корпуса, при этом большинство из них имеют не моноблочную конструкцию, а состоят из отдельных блоков. Такие системы имеют мощный, качественный звук и отличную функциональность. Как правило, это уже и есть тот самый Hi-Fi, от которого до High End'а рукой подать. Перечислять и подробно рассматривать такие системы не всегда представляется возможным - ибо это отдельный и очень большой мир.
Совершенно необязательно, чтобы все составляющие системы были именно от одного производителя. Иногда как раз в подборе сочетаемой между собой самой разной и самой лучшей аппаратуры и заключается секрет этого электронного "кубика рубика", которым владеют исключительно продвинутые пользователи. И здесь уже каждая мелочь, будь то наполнитель в напольных подставках для акустических систем или нить соединительного кабеля, играет отдельную роль. Более того, хорошая аппаратура, как и все то, что относится к высшему классу, стоит немалых денег, поэтому за удовольствие наслаждаться хорошим звуком придется выложить немалую сумму. А некоторые "штучки" и вовсе поражают воображение. Например, стоимость пятисотваттных акустических систем Grand Utopia-Pe (Франция) JMlab составляет .000 за ... пару.
|