Стереоусилитель - это что-то такое домашнее, уютное, с кнопками и большой-большой ручкой громкости в середине. У нас арифметика более щедрая. Двухканальный усилитель для нормальной системы - всего лишь часть более или менее сложной системы усилительных агрегатов. Нормальная музыкальная жизнь начинается с четырех каналов, ну, или трех, если два - в одну посуду. А термин "двойное стерео" относится только к четырёхканальникам вполне определённой топологии, когда внутри одного корпуса скрываются два двухканальных усилителя, объединённые только общим выключателем питания. Но есть интересная тенденция...
Возьмем героев нынешнего теста. Это доступные четырёхканальные усилители, по 50-75 долларов за канал - это ведь недорого. Прежде в этой ценовой категории нередко встречались аппараты с ограниченным набором фильтров: одна пара каналов (кроме широкополосного режима) может работать только с фильтром НЧ, другая (тоже "кроме", разумеется) - только с фильтром ВЧ. Естественно, в тех каналах, где нет ФНЧ, не было и басового регулятора, "буста", по-нашему. (Насколько это "естественно" - разберёмся чуть позже.) И кроме того, если в двухканальном усилителе наличие линейных выходов было фактически нормой, то в четырёхканальных нормой было их отсутствие, по крайней мере, в бюджетной категории. Всё это по понятным причинам ограничивало сферу применения четырёхканальников. И это одна из причин, по которым мы привыкли считать, что двухканальный усилитель - это универсальный "строительный материал" для создания систем любой степени сложности, тогда как четырёхканальный - не вполне универсальный. При этом, заметьте, мы придерживались (и продолжаем придерживаться) той точки зрения, что двухканального усилителя в машине катастрофически мало и нормальный Автозвук (без кавычек, но с закономерно большой буквы) начинается с появлением третьего (а реально - и четвертого) каналов усиления.
И вот, познакомившись поближе с сегодняшними одноклассниками, мы (уже в который раз) пришли к осознанию того факта, что времена меняются. Четырёхканальные аппараты нынче стали более универсальными. Все участники теста оказались снабжены полным комплектом фильтров и независимыми "бустами" в каждой паре каналов, по функциональным возможностям приблизившись к паре двухканальных аппаратов. Мало того, трое одноклассников из пяти снабжены хотя бы одной парой линейных выходов, а значит, их удобно применять не только в системах наиболее простой конфигурации, но и использовать в качестве одного из нескольких блоков сложной системы. "Буст" у всех без исключения работает не только при включённом фильтре НЧ, но и в широкой полосе. Чтобы понять, зачем это надо, придётся ещё раз повторить некоторые постулаты, касающиеся вариантов использования четырёхканальных усилителей. Ведь уже само понятие "периодическое издание" содержит идею повторяемости.
Итак, понеслась. Вариант первый: два канала усилителя пашут на фронт, оставшиеся два, включённые мостом, работают с сабвуфером. Второй наиболее ходовой вариант - когда четырёхканальник снабжает "энергией" фронт и тыл, а работа с сабвуфером доверена "третьему лицу", то есть какому-то ещё усилителю - двухканальному (мостом) или специализированному басовому моноблоку. Наличие отдельных сабвуферных выходов в головных устройствах стало нормой лишь у дорогих моделей, поэтому линейные выходы в четырёхканальном усилке не роскошь, а весьма полезная опция, позволяющая обойтись без разветвителей. В первом случае линейные выходы тоже пригодятся, если вы сочтёте, что тыловая акустика имеет право на свой усилитель. В дополнение к этим двум схемам (мы их называем "основными", потому что они ими и являются) можно измыслить ещё множество вариантов, большинство из которых подходит под определение "би-ампинг", или, как у нас более принято, "поканальное включение". (Лично мне второй вариант режет слух, но первый, заимствованный из английского термин тоже не идеален, поскольку он подразумевает, что усилителей ровно два и не больше, а у нас бывает такое, что и не сосчитаешь...) Большинство четырёхканальников уже готовы для популярного теперь "2,5-ампинга" в трёхполосных системах, когда два канала работают с басами, а оставшиеся - с комбинацией "среднечастотник + пищалка". Для поканального включения мидбаса и твитера бюджетные усилители "в состоянии поставки" подходят меньше, изготовители не без оснований полагают, что нет смысла снабжать несложные усилители фильтрами с диапазоном перестройки до 5-6 кГц - в подавляющем большинстве случаев их возможности использоваться не будут, а стоят такие фильтры дороже. В пределах нынешнего теста усилители, у которых диапазон перестройки фильтров достигает 350-400 Гц, можно считать универсальными с точностью до числа полос активного фронта.
Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о том, нужен ли "буст" при работе в широкополосном режиме или с фильтром ВЧ. До поры считалось, что нет, но давайте представим себе такую ситуацию, когда басовые динамики работают за пределами возможностей фильтра НЧ (например, если среднечастотник купольный). Тогда вам придётся воспользоваться внешним фильтром (хоть бы и пассивным, на таких частотах это нормально), и обидно было бы лишаться "буста". Тем более что такая опция ничего не стоит изготовителю и доплачивать за неё не придётся. Полезность "буста" при работе с фильтром ВЧ не столь очевидна, но если у вас басовитый фронт, то совместное использование того и другого сулит интересные возможности. Забегая вперёд, скажу, что двое из пяти участников теста возможностью такой настройки обладают.
Все ли мыслимые варианты мы обсудили? Остался как минимум ещё один, когда в четырёхканальном усилителе обе пары каналов включены мостом и он используется как двухканальный агрегат экстренной силы. Если в четырёхканальнике предусмотрен переключатель режимов "4/3/2", то это как раз и означает, что он подготовлен к такому варианту применения. Если же переключатель обозначен как "4/2", то, как правило, в этом таится совсем иной смысл: значит, усилитель может работать в обычном четырёхканальном режиме, но с двумя входами.
На этом "введение в контекст" можно было бы закончить, но, как повелось, надо нам определиться с тем, какой уровень оснащения будем считать нормой в пределах теста. Итак, для того, чтобы претендовать на оценку 8 баллов в номинации "Оснащённость", в усилителе должен быть полный комплект фильтров и два "буста", а также, учитывая сложившиеся реалии, - пара линейных выходов. В дополнительный зачёт идут подтональный фильтр, входы высокого уровня и переключатель режимов ("4/3/2" или "4/2"). Что же касается фильтров, то они как минимум должны сохранять свои характеристики вне зависимости от частоты среза, и желательно также, чтобы по возможностям перестройки ФВЧ и ФНЧ соответствовали друг другу, иначе с поканальным включением могут возникнуть сложности.
Промокоды, купоны на скидку и распродажи стереоусилителей вы найде здесь!
|