Выбирать AV-ресивер нужно, учитывая множество факторов. Во-первых, нужно твердо уяснить для себя, для чего необходим выбираемый ресивер? Какие возможности от него потребуются? На выходную мощность усилителя также стоит обратить внимание. Нужно точно знать, в какой комнате будет стоять ресивер, и, исходя из этого, подбирать соответствующую мощность.
Тут необходимо помнить, что переизбыток мощности, как и ее недостаток, не лучшим образом скажется на работе системы. Для большой комнаты обычной городской квартиры, скорее всего, хватит усилителя, способного выдать не более 80-100 Вт на канал. Наличие в ресивере продвинутых 6.1 или даже 7.1 декодеров уже не является делом редким и дорогим. Фильмов с фонограммой для них не так уж много, хотя разница в стоимости аппарата с 5.1 и 6.1 звуком незначительная.
При покупке AV-ресивера нужно убедиться в наличии и работоспособности основных элементов. В обязательном порядке должны присутствовать декодеры Dolby Pro Logic, Dolby Digital и DTS. При выборе AV ресивера, мы рекомендуем обратиться за консультацией к опытным специалистам бюро "Blue Deep", которые помогут подобрать качественную технику, соответвующую Вашим требованиям, вписывающуюся в Ваш интерьер. Наши сотрудники помогут Вам реализовать свои идеи в области аудио-видео, разобраться в многообразии техники и оценить по достоинству современные технологии.
Ресиверы.
Что такое усилитель, знают все. А вот AV-ресиверы и AV-усилители появились совсем недавно и обязаны своим появлением распространению технологии DVD и домашним кинотеатрам. Приставка AV расшифровывается как Аудио-Видео. Что скрывается под буквой «А» (Аудио) понятно – это способность усиливать многоканальный звук. Возможности в области видео при этом весьма скромны: через AV-технику можно подключить несколько источников видеосигнала (например, DVD и видеомагнитофон) к одному телевизору. Такой подход не только избавляет от необходимости все время перетыкать видеокабели, но и позволяет переключать видеоисточники с того же самого пульта ДУ, которым управляется звук.
Ресивер от усилителя отличается наличием встроенного радиоприемника (слово «ресивер» с английского так и переводится – «приемник»). Выбор усилителя или AV-ресивера – дело, на первый взгляд, нехитрое. В первую очередь внимательно изучаете имеющийся в наличии источник сигнала (DVD-проигрыватель, например): считаете количество каналов (стерео, 5.1, 6.1 и т.д.) для аналогового подключения или находите цифровой выход и определяете его возможности по инструкции к плееру. Затем, обращаете свой взор в сторону имеющейся акустики и изучаете ее мощность – примерно такая мощность и должна быть у усилителя. Окрыленные полученными знаниями, вы приходите в магазин – и тут вас ждет холодный душ в виде вопроса «Как выбрать?», встающего с новой силой. Дело в том, что моделей с удовлетворяющими вас параметрами бесконечное множество, а по цене они могут различаться в сотни раз!
Параметры усилителей и ресиверов.
Мощность
Считается, что чем больше мощность усилителя, тем лучше. И это правда! Дело в том, что с ростом громкости растут и искажения, но у более мощных усилителей искажения начинают сказываться при большем уровне громкости (при прочих равных). Но не следует забывать, что мощный усилитель может буквально «порвать» колонки недостаточной мощности, если установить слишком высокий уровень громкости. Громкость звука зависит не только от мощности усилителя, но и от чувствительности колонок. Так, чувствительные колонки с ламповым усилителем в несколько ватт могут играть громче, чем малочувствительные современные колонки с транзисторным усилителем мощностью десятки ватт.
Многоканальные форматы звука
Среди форматов многоканального 5.1-звука (два фронта, два тыла, центр и сабвуфер) наиболее распространены аналоговый Dolby Pro Logic и цифровые Dolby Digital и DTS. Все большее распространение получают 6.1 форматы Dolby Digital EX и DTS-ES (на одну колонку больше, чем 5.1). А название Dolby Digital Surround EX подразумевает конфигурацию 7.1. Отметим, что в условиях обычной квартиры, конфигурации 5.1 более чем достаточно. Но бескомпромиссные любители кино могут подумать и о семиканальной конфигурации – на случай, если попадется фильм, не снабженный обычной, пятиканальной звуковой дорожкой. При этом не обязательно покупать семиканальный ресивер. Всегда можно будет докупить в будущем качественный стереоусилитель и подключить через него фронты, как наиболее чувствительные к качеству колонки. Вместе с уже имеющимся пятиканальным ресивером как раз получится семиканальная конфигурация.
Тюнер (встроенный радиоприемник)
Наличие тюнера превращает AV-усилитель в AV-ресивер. Помимо наличия необходимых диапазонов (чаще всего это AM и FM), стоит обратить внимание на присутствие системы цифровой настройки станций и возможность использования текстовой информации RDS, отображаемой в виде бегущей строки.
Общие гармонические искажения
Чем уровень искажений ниже – тем лучше. Но всецело полагаться на этот параметр тоже не стоит, так как искажения замеряются на одном-единственном, строго стандартизированном сигнале. И совершенно не обязательно, что на сложном, постоянно меняющемся музыкальном сигнале будут достигнуты столь же впечатляющие параметры.
Диапазон воспроизводимых частот
Хотя, на практике, диапазон слышимых человеком частот от 20 до 20000 герц, более широкий диапазон косвенно свидетельствует о высоком качестве усилительного тракта. Выбирая усилитель, можно изучить стопки рекламных проспектов и тонны специализированных журналов с обзорами, но при этом не стоит забывать о главном критерии: звук вашего избранника должен приносить вам радость. Кому-то для этого не жалко нескольких тысяч долларов, а другого порадует «бюджетник» за несколько сотен. При этом сэкономленные средства можно будет вложить в покупку плазменной панели, мощной акустики или даже в аудиофильскую отделку комнаты (и еще неизвестно, что даст больший вклад в качество комплекса домашнего кинотеатра). Тут готовых рецептов нет – выбирайте, слушайте!
Радио-ресиверы
Сегодня многие не знают, что такое радио – и не хотят знать. FM-вещание превратилось в утешительный приз для автомобилистов, стоящих в дорожных пробках. Это случилось очень быстро. Быстрее, чем успел забыться Президент Ельцин, при котором появились первые такие отечественные радиостанции и вещатели. Тогда «западный» диапазон (в противоположность родному «восточному» УКВ) считался признаком принадлежности к Западу и цивилизации. В этом феномене виноваты не только иные радиовещатели с их более чем странным вкусом. Виновато оборудование и сам принцип распространения радиоволн, которые зависят от всего на свете: от раздачи поднесущих частот Лицензионной госкомиссией, от состояния передатчиков (которые буквально на вес золота) и от загадочного понятия «формат», которым пугают музыкантов, как детей – Дядей Степой.
Об АМ станциях стало просто неприлично говорить в публичных местах. Ну а человек, который знает архаику вроде «Длинные Волны» и «Средние Волны» и подавно считается ископаемым. На этом можно закончить причитания и начать конструктивное сообщение. Дело в том, что традиционное консервативное вещание можно улучшить очень просто, на уровне пользователя тюнера (приемного устройства для озвучивания радиомузыки через стерео-систему). Его можно совместить с цифровым тюнером. Модель Marantz ST7001 – новость о выпуске которой появилась не так давно – является именно таким устройством. Цифровое вещание, известное под аббревиатурой DAB, еще пока не введено в нашей стране, но к нему стоит подготовиться, пока аппараты недороги и хорошо сделаны.
Вот когда откроется огромное разнообразие музыкальных и информационных радиопередач с качеством CD, без помех и наводок в виде свиста, шипа или хрипа, что характерны для обычного «антенного» приема. ST7001 имеет двухдиапазонный цифровой тюнер, готовый к работе в диапазонах L и III системы DAB, а также и отличный FM/AM-тюнер для сегодняшних станций. Тюнер может запомнить до 100 станций, разбудить вас музыкой вместо будильника или проводить ко сну. Наконец, он просто изящно сделан. Более того: сегодня он качественно опередит многие дорогие устройства приема высшей категории. Marantz, несомненно, известен читателю. Эта марка не нуждается в рекомендациях, и сегодня она, выражаясь плохими рекламными штампами, «пополнила счастливую семью» других брендов аудио у избранного дистрибьютора, о чем мы уже имели честь сообщить читателю сайта.
Как извлечь максимум из такого своеобразного симбиоза архаичного и технологичного источника программ как данный тюнер? За решением буквально не надо далеко ходить. Предварительный усилитель Marantz SC7-S1 создан по той же «симбиозной» логике. Внешне и конструктивно это реплика лампового Model 7 1958 года авторства основателя компании Сола Маранца. Встроенный фонокорректор особо удачен, поскольку революционен для своего времени, как и сам основатель фирмы. Одержимость разработчика всегда была столпом потребительского аудио, и именно ее лелеет преемник Сола – японец Кен Ишивата. Достоинством японцев является щепетильность, с которой они подходят к Западному оригиналу. Характерный пример – нынешнее поколение компакт-дисков из Японии. Они звучат так же аутентично, как лучшие западные, но еще более выигрывают за счет щепетильно перенятой технологии.
Возвращаясь к предусилителю: здесь немало таких достойных технологий. Это и полностью балансная схема, которая примечательна тем, что максимально «расковывает» электронику в передаче сигнала. Это и новые авторские модули Ишиваты - HDAM-SA. И высоко-технологичные чипы Wolfson, реализующие широчайший динамический диапазон 0 - 100 дБ. И превосходное (в буквальном смысле) стереоразделение - 100 дБ вместо обычных 30. И, наконец, первый и узнаваемый признак качества - тороидальный (массивный и круглый) трансформатор, оснащенный хитроумным дросселем (индуктором) для фильтрации шумов. В общем, этот усилитель готов для принятия сигнала с «консервативного» или «сверх-аналитичного» источника. То есть, с аналогового или цифрового радиотюнера.
Указанная фирма – просто пример, который что называется подвернулся под горячую руку в момент написания статьи. Ни в коем случае не стоит суживать свой поиск этой или даже несколькими марками такого статуса, если речь идет о радио-тюнерах. Я не поленился залезть в один из ресиверов. Радиосекция в нем представляла собой модуль… Samsung, замкнутый в глухой изолированный латунный корпус. Поскольку в системе все взаимосвязано, то и FM-станции звучат различно, они «окрашиваются» по звуку благодаря общей настройке и схемотехнике аппарата. Насколько эти вещи влиятельны? Простой практический пример. Я опять-таки не поленился открыть блочок (снять одну из латунных стенок) и посмотреть, что можно изменить, не нарушая схемы, печатной платы. В общем-то – многое. Понимая в номиналах, можно было заменить конденсаторы, резисторы и диоды на иные, что поставляются более специализированными мастерскими в городе. Операция проста и требует элементарной аккуратности плюс серебряный припой, что тоже «пучок – пятачок» у мужиков на любой радио-толкучке в городе.
Кстати, можно порекомендовать сборище в Царицыно, пока до него не дошла очередь и участь закрытого Митинского рынка. Эти операции с «улучшением» называются твиком, и он оказывается незаменим при доводке массово-поточного и бессловесного безликого железа до индивидуальной кондиции. Индивидуализм и есть хай-энд-аудио, в конечном итоге, просто на Западе он поставлен на солидную основу. Прежде можно было опасаться «грязи» в разных проявлениях при такой доводке, но теперь вы вмешиваетесь в схему минимально. Лишь как пайщик. Все детали, которые вы замените – изначально обладают отличным выдержанным допуском. И радио – одна из благодатный и едва ли не единственных оставшихся сфер, где твик проходит особо «безнаказанно» (так как искажения уже обильно внедрены на стадии дряхлого передатчика – в Балашихе или на Шаболовке). Коль скоро мы остановились на примере радио приема, то одну из лучших антенн в городе на дому установил экс-директор и технический руководитель джазового радио «Престиж». Антенна представляет собой «паука» из проводков и стержней, который распластался по одной из стен его комнаты.
Выводить антенну наружу – значит, создавать и подбирать дополнительные помехи. Прятать в комнату – значит, экранировать и помехи улицы, и полезный сигнал. Он нашел средний оптимум эмпирически. Антенна создана… вернее, куплена в готовом виде тем же образом. Здесь важна лишь последовательность приемных поверхностей, их расстановка друг от друга. Они соответствуют длине принимаемых вами волн, на которых работают разные станции. По этой причине нельзя иметь антенну, которая принимает все станции одинаково хорошо. Наш герой выбрал ту, которая настроена на его любимые станции. Но и остальные проходят терпимо. В системе любителя радиомузыки – стереоусилитель столь изящного звука как Onkyo, работающий на огромные (и грубо звучащие!) колонки Jamo. Не самое лучшее сочетание, а то, которое ему попалось «под горячую руку». Если вы имеете некий ресивер, то глупо не использовать радио-секцию в нем. Хотя бы изредка. Самым простым (чтобы не заморачиваться на антенну-паука) будет: взять медный провод, оголить концы, разрезать пополам и вставить в пазы соответствующего гнезда на задней панели аппарата. Еще лучше при этом заземлить на евро-розетку (на ее третий, зелено-белый контакт!) винтик, который на той же панели обозначен как «земля». Ничего опасного в этой операции нет, так как «земляной» контакт в электрической розетке не запитан электричеством. Опасность начинается, когда вы пытаетесь отвести землю на батарею или иной массивный металлический предмет в доме. Практика эта идет издревле, но когда-то железо не было так наэлектризовано, как теперь.
|